Громкий плач, крики, топанье ногами, молотьба руками, паданье на пол, выгибание дугой, битье головой о стену, наверное, каждому родителю приходилось наблюдать подобное поведение своего чада и выносить однозначный вердикт «истерика». Истерикам подвержены дети в основном от года до пяти лет. Но самый пиковый возраст у двухлетних детей, которые проявляют самостоятельность и обширные потребности, не соизмеримые с их возможностями.
Что же такое истерика? Истерика - это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: обидой, раздражением, гневом, недовольством, отчаянием, агрессией. Столь демонстративным поведением ребенок привлекает к себе внимание и заявляет о своем протесте, причём зачастую происходит это неосознанно и неуправляемо. Истерика может возникнуть в самый неожиданный момент и по любому поводу.
Почему происходят детские истерики?
Для начала надо разобраться в двух главных причинах истерик:
1. Особенности характера и воспитания. Надо понимать, что в данном случае истерика — это неосознанный призыв о помощи. Чаще всего истерикам подвержены малыши 1-2 лет или дети постарше, легковозбудимые, чувствительные, со слабой нервной системой и впечатлительным характером. Если к тому же в семье царит вседозволенность, противоречивость требований или наоборот жёсткая дисциплина, истерик не избежать. В первом случае у ребенка не будет никаких дисциплинарных ограничителей, во втором — ребенку придется методом проб и ошибок подстраиваться под взрослых, а в третьем случае малыш подобным образом будет выражаться протест против родительского давления. Истерика возникает при необходимости снять напряжение и выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, при переутомлении, перевозбуждении, голоде, скуке, болезненном состоянии, дискомфорте. Ребенок не может справиться со своими эмоциями и ему надо помогать избегать данных ситуаций.
2. Управление другими людьми с целью исполнения своих желаний. Такие истерики характерны для детей 3-5 лет и возникают в случае невыполнения требований или выполнения их, по мнению ребенка, не надлежащим образом. В данном случае с помощью истерического припадка ребенок добивается желаемого. Так что если ваш тонкий психолог поймёт, что это действует, малыш будет применять истерики с особенным рвением. Очевидная задача родителей — донести до сознания ребенка другие способы выражения своих желаний, эмоций и чувств.
Детская истерика — явление весьма распространенное. Она является необходимым этапом развития, при котором ребенок проявляет свое Я и проверяет ответную реакцию родителей. Однако каждодневные истерики по поводу и без повода расшатывают хрупкую детскую психику, что может отразиться на состоянии нервной системы ребенка и его характере. В итоге мы можем получить нетерпеливого, излишне требовательного, обидчивого, подозрительного, мстительного человечка. Частые эмоциональные взрывы, заканчивающиеся рвотами, одышками, вялостью или сном – это уже повод обратиться к невропатологу за консультацией.
Как предотвратить истерику
- Дети любят постоянство, а непредсказуемость их утомляет. Поэтому постарайтесь соблюдать основные режимные момент и ритуалы.
- При первых же признаках утомления (напряжение, беспокойство) и начинающихся капризах — создайте ребенку комфортную обстановку, переключите его внимание на что-нибудь приятное.
- Если вы идете в магазин или собираетесь на длительную прогулку — накормите ребенка и захватите с собой еду.
- Предоставляйте ребенку свободу выбора («Что ты сегодня наденешь?») и избегайте прямых запретов (если, конечно, нет угрозы жизни). Вместо того, чтобы сказать: «Нельзя залезать на стол», можно сказать «Давай лучше залезем на лесенку или соорудим из подушек пирамидку, и будем на нее прыгать».
- На личном примере учите малыша выражать свои эмоции словами: «Я устала, я огорчена, мне приятно». Точно так же подсказывайте малышу, что с ним происходит: «Ты расстроился, что Андрейка отнял твою лопатку. Хочешь её забрать — скажи: «Андрей! Это моя лопатка и она мне сейчас нужна — отдай, пожалуйста».
- Снять напряжение и избавиться от накопившихся обид и гнева помогают физические нагрузки: пусть малыш побегает, попрыгает, погуляет, покатается на санках или велосипеде, поплещется в ванной, расслабится от массажа.
- Выработайте единые требования к ребенку и поддерживайте их всей семьей. Иначе малыш быстро найдет того мягкого родственника, которому можно будет устраивать ежечасные концерты. Родители не должны отменять запретов друг друга и умалять тем самым авториты.
- Учите ребенка считаться с желаниями и интересами окружающих людей.
Что делать с истерикой, если она уже началась?
Самое важное в борьбе с истериками — найти именно тот прием, который действует на вашего ребенка. Для этого родители должны научиться правильно реагировать на истерики и помогать детям справляться с ними. Но для начала надо понять, что движет вашим ребенком. Это может быть неосознанная попытка настоять на своём или специально устроенный спектакль, рассчитанный на слабонервную аудиторию.
Итак, если всё же началось:
1. Возьмите себя в руки и сохраняйте спокойствие, никаких реакций с вашей стороны и тем более со стороны окружающих. Таким образом, вы преподнесете своему крохе пример самообладания. Не успокаивайте, но и не ругайте — сейчас всё это бесполезно, и ребенок вас не слышит.
2. Если вокруг много любопытных глаз, постарайтесь увести (или унести) ребенка в более укромное местечко.
3. Во время истерики малыш вряд ли позволит вам взять себя на руки. В таком случае скажите спокойным голосом, что вам неприятна эта сцена, отойдите на некоторое расстояние и занимайтесь своими делами, игнорируя столь нелестное поведение. Когда малыш увидит, что мама всем своим видом сигнализирует о том, что волноваться не из-за чего, он успокоится. Не следует выходить из комнаты, оставляя малыша наедине со своими чувствами. Малыш же не виноват, что пока не научился выражать себя по другому.
4. Как только малыш начнет успокаиваться, подсядьте к нему, обнимите. Но не говорите о случившемся, иначе всё может начаться заново. Поверьте, малыш уже и сам сделал некоторые выводы. Лучше отвлеките его каким-нибудь интересным занятием. Но и не слишком суетитесь вокруг ребенка, а то в следующий раз он устроит истерику с удвоенной силой в надежде на поощрение по её окончании.
В заключение хотелось бы сказать: попробуйте изменить свои принципы воспитания. Пройдет совсем немного времени, и вы заметите в поведении ребенка результаты этих изменений.
Автор статьи: Дарья Колдина
До изучения информации по этой теме, я делала несколько по другому. Так сегодня пришли мы на речку, поиграли, покидали камушки и пришло время уходить. Сын начал громко кричать, плакать, пытаться усесться на мокрый песок, В этом случае (как и в других аналогичных) я его вопреки его сопротивлениям взяла на руки, обняла, начала успокаивать, тихо спокойным голосом объяснять, что мы придем играть на речку в следующий раз. И пошла домой с ним на ручках. Через некоторое время малыш успокоился.
Получается, что я в таких ситуациях не права и делаю хуже ребенку? Не осуществляю "воспитания"? Или все-таки, таким образом тоже можно себя вести?